Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Люди! Покуда сердца стучат, — помните!
Какой ценой завоевано счастье, —
Пожалуйста, помните!
Роберт Рождественский.
Известно, что человек одновременно живет в прошлом, настоящем и будущем. Осмысление человеком трех этих составляющих оказывает значительное влияние на формирование сознания, мировоззрения.
Память человека – это фиксация прошлого, сочетающаяся с его оценкой. Человеческая память бережет и сохраняет то, чего давно уж нет, даже страшные, самые жуткие события. Россияне стараются сохранять память о Великой Отечественной войне вот уже 70 лет.
«Эта память — верьте, люди, всей земле нужна. Если мы войну забудем, вновь придет война». Эти строки из стихотворения Роберта Рождественского «Память» как никогда актуальны в современном мире. Ведь современная молодежь живет в мирное время и не ощущает ценности этого мира.
Что знают нынешние школьники о Великой Отечественной войне, как оценивают подвиг ветеранов современники? Главная опасность этого незнания состоит в том, что современное поколение забывает о смысле этой войны, о ее цене и результатах. Это может привести к катастрофическим последствиям. Поэтому школьный учитель по-прежнему должен быть «рядовым» в вечной войне за души детей.
В рамках проекта военно-патриотического воспитания к семидесятилетию Великой Победы в Жирятинской средней школе, в третьем «А» классе был проведен классный час «Как хорошо на свете без войны!».
Мероприятие было нацелено на воспитание у школьников патриотических качеств — любви и преданности к Родине, раскрытие смысла общечеловеческих ценностей. Я хотела, чтобы дети, опираясь на свой личный опыт, получили возможность ощутить эмоциональный фон военного детства, чтобы каждый из них прочувствовал горечь расставания с близкими, страх перед бомбежками, страх за свою жизнь и жизнь своей семьи.
В начале занятия дети вспомнили все прелести летнего мирного утра , и даже нарисовали его. Но тишину мирного утра нарушили взрывы бомб, звуки летящих самолетов. Дети были в ужасе от прослушанных записей разрывов снарядов. Оказавшись между миром и войной, они написали на своих рисунках такие призывы: «Войной проблему не решить: погибнут много людей». «Давайте жить под мирным небом». «Я не хочу войны!» «Молю Бога, чтобы не было войны!!!» «Не надо войны!!!» «Чтобы всегда был мир».
Затем я попросила детей вспомнить о своих чувствах в момент разлуки с близкими и родными людьми. Дети читали стихотворения Е.Благининой «Папе на фронт», подготовленное дома. Они едва сдерживали слезы. При этом ребята почувствовали всю горечь военного времени, пропустили это через свою душу. Я прочла письмо майора Д. Петракова, писавшего с фронта своей дочери в 1942 году: « Моя черноглазая Мила! Посылаю тебе василек… представь себе : идет бой, кругом рвутся вражеские снаряды, и здесь же растет цветок … И вдруг очередной взрыв! Василек упал. Он рос, тянулся к солнцу, но его сорвало взрывной вольной! Я его поднял и положил в карман гимнастерки. Если бы я не подобрал – василек затаптали бы …Мила! Папа Дима будет биться с фашистами до последней капли крови, до последнего вздоха. Чтобы враги не поступили с тобой так, как с этим цветком. Доченька, что тебе не понятно, мама объяснит…
Прослушав письмо, Аванес Иващенко, приехавший из Донецка, сказал: «Не надо было писать такие подробности. Это страшно и жестоко. Лучше Миле не знать об этом, ведь она может испугаться». Полина Лёвкина возразила: «Дочь должна знать, почему папа бился с фашистами… Для того, чтобы они не уничтожили ее, как этот василек».
Создав эмоциональный фон того страшного военного времени, я хотела чтобы дети поняли ценность мира и ощутили страх перед войной. И это удалось. Ведь когда в конце занятия я предложила ребятам написать на своих рисунках чего они хотят, они написали все: «Мира», «Мы не хотим войны». Ученики сложили свои рисунки в форме «солдатского треугольника» и опустили в большой конверт с символическим изображением голубя. Ребята хотели, чтобы этот голубь понес их рисунки с пожеланиями мира по всей Земле.
Поэтические строки, прозвучавшие из уст Александры Лёвкиной, подвели итоги нашего классного часа:
Как тяжело, когда идет война.
Солдаты гибнут, умирают дети.
Я не хочу, чтобы была она
Ни в телевизоре, ни на планете!
О. Шипыкина, учитель начальных классов Жирятинской школы.