Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
Проблемы и перспективы органов местного самоуправления России сегодня волнуют очень многих. И это объяснимо: повседневная жизнь каждого из нас зависит от эффективности работы «родного» муниципалитета в гораздо большей степени, чем от активности всех органов федеральной и региональной власти вместе взятых.
Рассказать о системе местного самоуправления в районе мы попросили главу муниципалитета Светлану Налегацкую.
— Светлана Петровна, что представляет собой местное самоуправление и какие задачи эти органы призваны выполнять?
— Согласно статье 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью и осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборы и другие органы местного самоуправления.
— Как и когда складывались принципы местного самоуправления?
— В древней Руси местное самоуправление существовало в вечевой форме управления, которая по своей сути была непосредственной и представительной демократией. Поэтому прообразом самоуправления в России можно считать организацию власти в древнерусских городах (Новгород, Псков и др.). Городское вече (сход жителей) обладало большими правами. В сельской местности издревле существовала крестьянская община на базе общей (общинной) земли.
Затем в разные периоды самоуправленческие тенденции в российской государственной системе то усиливались, то ослабевали. После победы советской власти органы самоуправления были представлены системой Советов с жесткой соподчиненностью нижестоящих органов вышестоящим.
— Когда сформировалась современная система местного самоуправления?
— Местное самоуправление, предполагающее самостоятельность органов местного самоуправления, стало формироваться в Российской Федерации с начала 90-х гг. с принятием союзного (1990 г.), а затем российского (1991 г.) законов о местном самоуправлении.
С 2002 года в России началась административная реформа, призванная повысить эффективность деятельности всех уровней публичной власти, четко разграничить между ними полномочия и ответственность, привести финансовые ресурсы каждого уровня в соответствие с объемом полномочий. Для этого необходимо было провести и реформу местного самоуправления. С этой целью в 2003 году был принят новый Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Этим законом определен перечень вопросов местного значения по непосредственному обеспечению жизнедеятельности муниципальных образований, определен перечень полномочий, структура и порядок формирования органов местного самоуправления, формы ответственно- сти органов местного самоуправления перед населением и т.д.
— Какова структура местного самоуправления в нашем районе?
— На основании Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» Законом Брянской области от 09.03.2005 года № 9-З «О наделении муниципальных образований статусом городского округа, муниципального района, городского поселения, сельского поселения и установления границ муниципальных образований в Брянской области» на территории нашего района наделены статусом района и сельских поселений четыре муниципальных образования: Жирятинский муниципальный район с административным центром село Жирятино, Жирятинское сельское поселение, Воробейнское сельское поселение и Морачёвское сельское поселение.
В каждом муниципальном образовании района принят Устав, сформированы представительные и исполнительные органы власти. Структуру органов местного самоуправления района образуют: Жирятинский районный Совет народных депутатов, глава Жирятинского района, администрация Жирятинского района, исполняющая также полномочия Жирятинской сельской администрации, контрольно-счетная палата Жирятинского района, которая по соглашениям исполняет полномочия контрольно-счетных органов сельских поселений. В сельских поселениях района структуру органов местного самоуправления составляют сельские Советы народных депутатов, главы сельских поселений и сельские администрации.
— Каким образом жители района могут участвовать в работе органов самоуправления?
— В целях участия населения в решении вопросов местного значения граждане имеют право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, участвовать в проведении публичных слушаний, конференциях граждан, создавать органы территориального общественного самоуправления (ТОС) и т.п.
Надо сказать, что реформирование системы местного самоуправления идет постоянно с учетом новых требований времени и накопленного опыта в различных регионах. Одним из важнейших направлений в нашей сегодняшней работе, как отметил президент Общероссийского конгресса муниципальных образований, депутат Государственной Думы Виктор Кидяев, является приближение власти к населению. Поэтому со своей стороны мы стараемся поддерживать активную позицию граждан по улучшению качества и условий собственной жизни, стимулировать их готовность принимать деятельное участие в развитии своих населенных пунктов.