Выберите шрифт Arial Times New Roman
Интервал между символами (кернинг): Стандартный Средний Большой
В рамках реформы контрольно-надзорной деятельности принят Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Положения которого начали действовать с 01 июля 2021 года.
Положения указанного закона не распространяются на:
- налоговый, валютный, таможенный контроль;
- контроль за кредитными организациями и банковскими группами;
- соблюдением эмитентами законодательства об акционерных обществах и ценных бумагах;
- в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах;
- в сфере госзакупок и закупок по Закону № 223-ФЗ;
- государственном оборонном заказе;
- противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма; антимонопольного законодательства.
Федеральный закон №248-ФЗ определяет правила государственного и муниципального контроля (надзора), разграничивает полномочия органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственного и муниципального контроля (надзора). Кроме того, закон закрепляет права и обязанности контролеров и лиц, в отношении которых проводятся проверки.
Цель принятых законодателем изменений – устранение недостатков действующих норм, регулирующих сферу проверок, смещение акцента с проведения проверок на профилактику нарушений, а также снижение количества проверок бизнеса.
Контрольно-надзорные органы будут составлять документы в электронной форме и заверять их усиленной квалифицированной электронной подписью. Сообщать компаниям и ИП о своих действиях и решениях органы смогут, например, через Единый портал госуслуг. При этом до 31 декабря 2023 года направлять компаниям и ИП документы и сведения органы будут вправе на бумаге, если, например, электронная связь невозможна. Направлять в адрес органов документы нужно будет тоже в электронном виде. До 31 декабря 2023 года документооборот возможен на бумаге, если это будет предусмотрено положением о виде муниципального контроля.
Также, с 01.07.2021 будет предусмотрена возможность подачи жалобы в досудебном порядке в электронном виде через Единый портал госуслуг и аналогичный региональный портал. Решение по жалобе направят также через соответствующие порталы.
Федеральный закон о виде контроля сможет предусматривать независимую оценку соблюдения контролируемыми лицами обязательных требований. Такую оценку проводят организации, независимые от контрольного (надзорного) органа и контролируемого лица, аккредитованными в национальной системе аккредитации в форме органа инспекции. В случае, если по результатам оценки не будет выявлено нарушений обязательных требований, контролируемому лицу будет выдано заключение о подтверждении соблюдения обязательных требований. Плановые контрольные (надзорные) мероприятия в отношении контролируемого лица в течение срока действия заключения о соответствии не проводятся, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля.
Если такая организация подтвердит, что компания или ИП соблюдает обязательные требования, то выдаст соответствующее заключение. Пока оно будет действовать, плановые контрольно-надзорные мероприятия по общему правилу проводить не будут.
Также предусмотрена возможность исключить мероприятия со стороны контрольно-надзорных органов, выступая добровольным членом саморегулируемой организации. Для этого должен быть соблюден ряд условий: данная возможность предусмотрена федеральным законом о виде контроля и саморегулируемая организация и контрольно-надзорные органы заключили специальное соглашение.
Кроме того, Федеральным законом вводятся новые формы контрольных (надзорных) мероприятий:
- мониторинговая закупка. В отличие от уже существующей контрольной закупки, она будет проводиться с целью последующего направления товаров, результатов работ и услуг, например, на экспертизу. В остальном эти два мероприятия похожи;
- выборочный контроль. Это отбор проб образцов продукции для того, чтобы подтвердить их соответствие обязательным требованиям по безопасности, качеству;
- инспекционный визит. Компании и ИП должны будут обеспечить беспрепятственный доступ инспектора в здания, сооружения, помещения. Предварительного уведомления о таком визите не будет;
- выездное обследование. В рамках этого мероприятия инспекторы не будут взаимодействовать с компанией или ИП. Проведут лишь визуальную оценку соблюдения обязательных требований, например, организовав осмотр общедоступных производственных объектов.
Закон содержит подробные правила проведения каждого мероприятия. Прежде всего, они отличаются набором допустимых контрольно-надзорных действий: осмотр, досмотр, опрос, истребование документов, эксперимент и др. Это обеспечит бизнесу дополнительные гарантии того, что инспекторы не смогут действовать произвольно.
Предусмотрена возможность проводить инспекционный визит и выездную проверку дистанционно, в том числе посредством аудио- или видеосвязи.
Сроки проведения документарной и выездной проверок сокращены в два раза и не будут превышать 10 рабочих дней. Кроме того, проведение выездной проверки будет возможно только при отсутствии у контролера возможности:
удостовериться в полноте и достоверности имеющихся сведений, содержащихся в документах и (или) в объяснениях, полученных от контролируемого лица;
оценить соответствие деятельности, действий (бездействия) контролируемого лица и (или) принадлежащих ему и (или) используемых им объектов контроля обязательным требованиям без выезда на указанное в части 2 настоящей статьи место совершения необходимых контрольных (надзорных) действий, предусмотренных в рамках иного вида контрольных (надзорных) мероприятий.
При проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия проверяющим необходимо будет соблюдать принцип недопустимости проверки соблюдения одних и тех же обязательных требований несколькими контролирующими органами в отношении одного объекта контроля.
Новые требования Федерального закона содержат прямой запрет на оценку результативности и эффективности деятельности контрольного органа в зависимости от количества проведенных контрольных мероприятий, выявленных нарушений, привлеченных к ответственности лиц и так далее. Указанные изменения должны способствовать избавлению от так называемой палочной системы, то есть привести к сокращению проверок и наложенных штрафов.
Все действия контролирующих органов по проведению контрольно-надзорных мероприятий будут отражаться в информационной системе. Для этого будут созданы ресурсы, включая:
- Единый реестр видов государственного и муниципального контроля (надзора);
- Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
- Информационную систему досудебного обжалования;
- Реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований;
- Информационные системы контрольных (надзорных) органов. Благодаря этому лица, в отношении которых проводятся проверки, смогут отследить правомерность их проведения, а также получить оперативный доступ ко всем необходимым документам и сведениям