Как правило, молодые семьи не могут получить доступ на рынок жилья без бюджетной поддержки. Даже имея достаточный уровень дохода для получения ипотечного жилищного кредита, они не могут оплатить первоначальный взнос при получении кредита. Молодые семьи в основном являются приобретателями первого в своей жизни жилья, а значит, не имеют в собственности жилого помещения, которое можно было бы использовать в качестве обеспечения оплаты первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа. К тому же, как правило, они еще не имеют возможности накопить на эти цели необходимые средства. Однако данная категория населения имеет хорошие перспективы роста заработной платы по мере повышения квалификации, и государственная помощь в предоставлении средств на уплату первоначального взноса при получении ипотечных жилищных кредитов или займов будет являться для них хорошим стимулом дальнейшего профессионального роста.
В районе 70 процентов детей рождаются в семьях до 35 лет. Следовательно, стабилизация демографической ситуации наиболее зависима от репродуктивной установки молодежи. Одной из основных причин, по которой молодые семьи не желают иметь детей, является отсутствие перспектив получения (приобретения) жилья. Вместе с тем низкий уровень доходов молодых семей делает жилищную проблему еще более острой.
С 2007 года обеспечение жильем молодых семей в Жирятинском районе осуществляется в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» областной целевой программы «Жилище» на 2007-2010 годы».
Реализация программы «Обеспечение жильем молодых семей» (2011-2013 годы) позволит объединить усилия и действия администрации района и других заинтересованных сторон по улучшению жилищно-бытовых условий жизни молодых семей.
Основной целью программы является, решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
обеспечение предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья;
создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или создание объекта индивидуального жилищного строительства.
признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации;
возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств федерального бюджета, областного бюджета и местных бюджетов при улучшении жилищных условий в рамках программы только один раз.
Участником программы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий (далее – молодая семья).
Условиями прекращения реализации программы являются досрочное достижение цели и задач программы, а также изменение механизмов реализации государственной жилищной политики.
Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикаторов, приведенных в таблице ниже.
№ п/п |
Наименование индикатора |
Ед. изм. |
Динамика индикатора по годам |
2011 год |
2012 год |
2013 год |
1. |
Доля молодых семей, улучшивших жилищные условия в общем количестве молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий |
% |
3,3 |
3,4 |
3,6 |
2. |
Количество полученных свидетельств на приобретение (строительство)жилья, выданных молодым семьям. |
шт. |
2 |
2 |
2 |
4. Перечень и описание программных мероприятий
Система мероприятий программы включает в себя мероприятия по следующим направлениям:
нормативно-правовое и методологическое обеспечение реализации программы;
финансовое обеспечение реализации программы;
организационное обеспечение реализации программы.
Наиболее важными мероприятиями по нормативно-правовому и методологическому обеспечению реализации программы являются:
разработка предложений о внесении изменений в нормативные правовые акты, касающиеся реализации права молодой семьи на государственную поддержку в решении жилищной проблемы;
разработка правовых финансовых и организационных механизмов оказания государственной поддержки молодым семьям в приобретении или строительстве жилья.
Основными мероприятиями по финансовому обеспечению реализации программы являются разработка финансовых и экономических механизмов оказания государственной поддержки различным категориям молодых семей и подготовка необходимых технико-экономических обоснований и расчетов при разработке проектов местного бюджета на соответствующий год.
Организационные мероприятия на районном уровне предусматривают:
разработку муниципальной программы по обеспечению жильем молодых семей;
организацию учета молодых семей, участвующих в программе;
предоставление социальных выплат молодым семьям;
организацию информационно-разъяснительной работы среди населения по освещению целей и задач программы;
формирование списков молодых семей для участия в программе;
определение ежегодно объема средств, выделяемых из местного бюджета на реализацию мероприятий программы;
выдача молодым семьям в установленном порядке свидетельств на приобретение жилья исходя из объемов финансирования, предусмотренных на эти цели в местном бюджете, а также объемов софинансирования за счет средств областного и федерального бюджета (по согласованию).
5. Механизм реализации программы
Механизм реализации программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома.
Социальная выплата предоставляется на приобретение у любых физических и (или) юридических лиц одного жилого помещения (нескольких жилых помещений) или строительство индивидуального жилого дома, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, благоустроенного применительно к условиям населенного пункта, выбранного для постоянного проживания, и может быть использована в том числе на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам. Право использовать социальную выплату на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома предоставляется молодым семьям - участникам программы, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в соответствии с требованиями программы на момент заключения соответствующего кредитного договора (договора займа).
Расчет размера социальной выплаты производится исходя из нормы общей площади жилого помещения, установленной для семей разной численности, количества членов молодой семьи и норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по Жирятинскому району, в котором молодая семья состоит на учете в качестве участника программы. Норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию устанавливается органом местного самоуправления, но этот норматив не должен превышать среднюю рыночную стоимость 1 кв. м общей площади жилья по Брянской области, определяемую уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер общей площади жилого помещения, с учетом которой определяется размер социальной выплаты, составляет:
для семьи численностью 2 человека (молодые супруги или 1 молодой родитель и ребенок) - 42 кв. м;
для семьи численностью 3 и более человек, включающей помимо молодых супругов 1 и более детей (либо семьи, состоящей из 1 молодого родителя и 2 и более детей), - по 18 кв. м на каждого члена семьи.
Средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле:
СтЖ = Н х РЖ, где:
СтЖ - средняя стоимость жилья, принимаемая при расчете размера социальной выплаты ;
Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья по муниципальному образованию, определяемый в соответствии с требованиями программы;
РЖ - размер общей площади жилого помещения, определяемый в соответствии с требованиями программы.
Для молодых семей, изъявивших желание приобрести или построить жилое помещение на территории Жирятинского района, размер социальной выплаты предоставляемой за счет средств местного бюджета составляет 5% расчетной (средней) стоимости жилья, рассчитанной исходя из социальной нормы площади жилого помещения и норматива стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья, установленного на территории Жирятинского района.
Размер социальной выплаты составляет:
для молодых семей, не имеющих детей, - не менее 55 процентов средней расчетной стоимости жилья, определяемой в соответствии с условиями программы, в том числе: за счет средств местного бюджета, софинансирования за счет средств федерального бюджета (при их наличии) и средств областного бюджета;
для молодых семей, имеющих 1 ребенка и более, - не менее 60 процентов средней расчетной стоимости жилья, определяемой в соответствии с условиями программы, в том числе: за счет средств местного бюджета, софинансирования за счет средств федерального бюджета (при их наличии) и средств областного бюджета.
Условием получения социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных средств - собственных средств или средств ипотечного жилищного кредита или займа, необходимых для оплаты приобретаемого жилого помещения.
Общая площадь приобретаемого жилого помещения в расчете на каждого члена молодой семьи, учтенного при расчете размера социальной выплаты, не может быть меньше учетной нормы общей площади жилого помещения, установленной органами местного самоуправления в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в месте приобретения жилья. Приобретаемое жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов молодой семьи, которой предоставлена социальная выплата.
В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи используется свидетельство на приобретение жилья (далее - свидетельство).
Свидетельство является именным документом, удостоверяющим право молодой семьи на получение социальной выплаты. Свидетельство не является ценной бумагой, не подлежит передаче другому лицу, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Срок действия свидетельства с даты его выдачи, указанной в свидетельстве, для молодых семей составляет: 2 месяца - для банков, для участвующих в реализации программы - 9 месяцев.
Органы местного самоуправления, осуществляющие выдачу свидетельств, информируют молодые семьи, принимающие решение об участии в программе, об условиях ее реализации, а указанные молодые семьи дают письменное согласие на участие в ней на этих условиях.
Порядок предоставления молодым семьям социальной выплаты на приобретение жилья устанавливается Правительством Российской Федерации, нормативным правовым актом администрации Брянской области.
В соответствии с порядком, в том числе определяются правила ведения учета молодых семей, правила выпуска, оплаты и погашения свидетельств.
Полученное свидетельство сдается его владельцем в кредитную организацию, где на его имя открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с кредитной организацией по месту приобретения жилья.
Молодая семья - владелец свидетельства - может получить ипотечный жилищный кредит в кредитном учреждении, отобранном для участия в программе, в котором открыт банковский счет.
Молодая семья - владелец свидетельства - в течение срока его действия представляет для оплаты в кредитную организацию договор, который является основанием для государственной регистрации права на приобретаемое жилое помещение, и правоустанавливающие документы на жилое помещение, приобретаемое посредством реализации такого договора.
Кредитная организация осуществляет проверку представленных документов и при соблюдении установленных условий принимает договор к оплате.
Банк в течение 3 дней после поступления средств на счет филиала (отделения) банка зачисляет их на банковский счет владельцев свидетельства и списывает сумму лицу, указанному в договоре.
Молодые семьи, использовавшие предоставленную социальную выплату, снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления муниципальных образований Жирятинского района.
В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома за пределами Жирятинского района, доля средств местного бюджета молодой семье не выплачивается.
В случае приобретения жилого помещения или строительства индивидуального жилого дома молодой семье за счет средств ипотечных жилищных кредитов или займов допускается перечисление средств социальной выплаты в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу). Перечисление средств социальной выплаты на погашение иных процентов, штрафов, комиссий, пеней за просрочку исполнения обязательств по указанным кредитам или займам не допускается. Основаниями для перечисления средств социальной выплаты в счет погашения основной суммы долга и уплаты процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) являются:
соответствующий кредитный договор (договор займа);
справка кредитора (заимодавца) о сумме остатка основного долга и процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу);
свидетельство государственной регистрации права собственности на жилое помещение, приобретенное (построенное) с использованием кредитных (заемных) средств;
договор строительного подряда либо иные документы, подтверждающие расходы по созданию объекта индивидуального жилищного строительства при незавершенном строительстве индивидуального жилого дома.
При этом размер предоставляемой социальной выплаты ограничивается суммой остатка основного долга и начисленных процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу).
В случае, если владелец свидетельства по какой-либо причине не смог решить свою жилищную проблему (приобрести жилое помещение в собственность, заключить договор кредитования, создания объекта индивидуального жилищного строительства) в установленный программой срок действия свидетельства и не воспользовался правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он сдает свидетельство в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в программе на условиях, определяемых в соответствии с порядком.
6. Срок реализации программы
Программа реализуется в течение 2011-2013 годов.
7. Последствия реализации программы
Выполнение мероприятий программы позволит решить и основные цели программы: проведение долгосрочной жилищной реформы и повышение ее социальной направленности, создание правовых, организационных и финансовых предпосылок для ускорения решения жилищной проблемы, снижение стоимости жилищного строительства, создание условий доступности обеспечения жильем молодых семей, развитие инфраструктуры, стимулирование развития строительной отрасли и увеличение налоговых поступлений в бюджет района.
Успешное выполнение мероприятий программы позволит:
в 2011-2013 годах обеспечить жильем 6 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в том числе 2011 году – 2 молодых семьи, в 2012 году – 2 молодых семьи, 2013 году – 2 молодых семьи;
привлечь в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
обеспечить развитие и закрепление положительных демографических тенденций в районе;
укрепить семейные отношения и снизить уровень социальной напряженности.
8. Оценка эффективности реализации программы
Реализация программы позволит улучшить демографическую ситуацию в районе, путем улучшения жилищных условий молодых семей, будет способствовать укреплению семейных отношений и снижению социальной напряженности в обществе.
С помощью мероприятий, определенных программой, на инвестиционный рынок и рынок жилья будут дополнительно привлечены средства населения и иные внебюджетные финансовые ресурсы.
Выполнение мероприятий программы позволит решить и основные цели программы: проведение долгосрочной жилищной реформы и повышение ее социальной направленности, решение жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Уровень реализации данной программы определяется при помощи использования индикаторов результативности исполнения ведомственных целевых программ, которые приведены выше. Для определения фактического значения индикатора результативности, его динамики, а также эффективности использования бюджетных средств на реализацию программы по итогам завершения финансового года (отчетного периода) проводится анализ результативности ведомственной целевой программы.
9. Ресурсное обеспечение программы
Из бюджета района по программе «Обеспечение жильем молодых семей» (2011-2013 годы) предусмотрено выделение 259,2 тысяч рублей, в том числе:
2011 год - 81,6 тыс.рублей;
2012 год - 86,4 тыс.рублей;
2013 год - 91,2 тыс.рублей.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению и корректировке, исходя из возможностей районного бюджета на соответствующий год.
Главным распорядителем средств бюджета района, выделяемых в рамках программы для предоставления социальных выплат молодым семьям на приобретение жилья, является администрация Жирятинского района.
10. Организация управления программой и контроль
за ходом ее реализации
Организация управления программой и контроль за ходом ее реализации осуществляется в соответствии с Постановлением администрации района от 8 октября 2010 года N 125.
Исполнитель программы выполняет следующие функции:
разрабатывает и утверждает муниципальную программу обеспечения жильем молодых семей;
формирует списки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, на территории муниципального образования;
выдает свидетельства на получение социальных выплат молодым семьям;
проводит информационную и разъяснительную работу среди населения по освещению целей и задач программы через средства массовой информации.